Вступил в силу Устав автомобильного транспорта и Брянского городского электрического транспорта.


Устав, как сообщили в информационно-аналитическом управлении горсовета, вводит новую классификацию пассажирских перевозок в зависимости от вида и формы заключаемых договоров. По этим ключевым признакам выделены три вида перевозок: регулярные перевозки пассажиров и багажа, перевозки пассажиров и багажа по заказам, а также перевозки пассажиров и багажа легковыми такси.
Определено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира. Таким образом реализованы положения 789-й статьи Гражданского кодекса РФ, согласно которого «перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица».
Устав регламентирует регулярные перевозки пассажиров и багажа: они должны осуществляться по расписанию. Это касается, в том числе, и перевозок, осуществляемых с остановкой транспортных средств в любом разрешенном для этих целей пункте маршрута, т.е. тех, которые выполняются так называемыми «маршрутками». Однако в этом случае расписание устанавливается только для следования из начального и конечного остановочных пунктов соответствующего маршрута.
Для описания отношений, связанных с перевозкой пассажиров и багажа по заказам, а также легковыми такси, используется договор фрахтования. Почему для описания этих отношений не подходит договор перевозки пассажира? Как следует из 786-й статьи Гражданского кодекса РФ, договор перевозки пассажира носит индивидуальный характер, т.е. заключается с каждым, кто воспользовался соответствующим транспортным средством. В соответствии с этим каждый пассажир оплачивает только свой проезд. Поэтому общая стоимость пользования транспортным средством зависит от количества пассажиров. При этом каждому пассажиру должен выдаваться билет, подтверждающий заключение с ним договора перевозки пассажира, а сдача пассажиром багажа для перевозки должна оформляться багажной квитанцией.
Однако договор, заключаемый при перевозках пассажиров и багажа по заказам, а также легковыми такси, - это договор, заключаемый в интересах третьих лиц, то есть пассажиров. Стоимость пользования заказным автобусом или легковым такси не зависит от количества пассажиров, если только каждый пассажир не является одновременно и заказчиком. При этом с пассажиром не заключается договора перевозки, а значит, и не должны выдаваться билеты. Такого рода отношения характерны именно для договора фрахтования. Различия между договорами фрахтования, заключаемыми при перевозках пассажиров и багажа по заказам и легковыми такси, как это определено Уставом, состоят только в их форме. В первом случае этот договор заключается в письменной форме, а во втором - в устной.
Еще одно отличие новой редакции Устава - регламентация условий осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам. Это сделано для того, чтобы затруднить возможность выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа под видом заказных. Как известно, сегодня это явление получило достаточно широкое распространение, особенно при осуществлении междугородных перевозок. При этом за заказчика (фрахтователя) пытаются выдать каждого, кто воспользовался соответствующим транспортным средством.
Как эта проблема урегулирована Уставом? Во-первых, определены существенные условия договора фрахтования, в число которых вошли и сведения о заказчике. Установлено, что договор фрахтования должен быть заключен с каждым заказчиком в письменной форме (в том числе в установленных случаях в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозок пассажиров) и содержать все существенные условия. Если заказчиком является физическое лицо, эти сведения должны будут включать фамилию, имя, отчество и паспортные данные заказчика. Есть надежда, что необходимость предоставления указанных сведений повлияет на сокращение спроса на такие «псевдозаказные» перевозки.
Во-вторых, Устав выделяет две разновидности заказных перевозок: перевозки, осуществляемые в интересах определенного и неопределенного круга лиц.
К первому виду относятся перевозки организованных групп людей (например, детей в летний лагерь, сотрудников предприятия к месту работы и обратно, туристов на экскурсию и т.п.). Устав содержит ссылку на то, что допуск таких лиц для посадки в транспортное средство должен осуществляться в определенном порядке, установленном правилами перевозок пассажиров и багажа. В соответствии с подготовленным проектом правил к посадке в транспортное средство в этом случае будут допускаться лица, предъявившие документы, удостоверяющие право пользования предоставленным транспортным средством (удостоверение личности, экскурсионная путевка и т.п.), либо включенные в список пассажиров, предоставленный заказчиком.
К перевозкам второго вида относятся, например, перевозки, организуемые крупными торговыми центрами для подвоза из транспортных узлов потенциальных покупателей. Данные перевозки осуществляются, как правило, по расписанию и по обращению любого лица. В этом смысле они мало чем отличаются от регулярных перевозок, что создает благоприятные условия для злоупотреблений. Чтобы помешать этому, в Устав включена норма, запрещающая при осуществлении таких перевозок взимание какой-либо платы с пассажиров. Таким образом, оплата стоимости пользования транспортным средством должна в этом случае осуществляться исключительно заказчиком.
Устав уточняет порядок перевозки багажа и провоза ручной клади. В действующих правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом слова «ручная кладь» и «багаж» используются как синонимы. В то же время согласно Гражданскому кодексу РФ багаж в отличие от ручной клади - это вещи пассажира, которые он сдает перевозчику и за сохранность которых перевозчик несет материальную ответственность. Поэтому в Устав включены определения данных терминов, подчеркивающие имеющиеся юридические различия. Кроме того, Уставом регламентируются минимальные по количеству и габаритам нормы перевозки багажа и провоза ручной клади. В то же время Устав наделяет перевозчиков правом устанавливать нормы перевозки багажа, провоза ручной клади большего размера или в большем количестве. Конечно, все это допускается при условии, что багаж будет перевозиться только в багажном отделении транспортного средства или в отдельном багажном автомобиле, а размещение ручной клади в транспортном средстве не будет препятствовать входу и выходу пассажиров.
Еще одно нововведение касается порядка применений на транспорте платежных карт. Являются ли такие карты билетом? Если нет, то при их использовании в соответствии с Гражданским кодексом РФ пассажиру должен выдаваться билет, а при их продаже, в том числе для проезда в городском сообщении, - еще и чек или бланк строгой отчетности. Последнее требование вытекает из Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Устав допускает использование билетов, в которых часть или все реквизиты указаны в электронном виде. Таким образом, транспортные платежные карты или универсальные платежные карты с транспортным приложением приравниваются к билету.
Устав вводит новый порядок перевозки детей, следующих совместно с пассажиром. Согласно предыдущей редакции Устава пассажиру разрешалось «провозить вместе с собой бесплатно в автобусах городских и пригородных маршрутов и в маршрутных таксомоторах одного ребенка в возрасте не больше 7 лет (на междугородных маршрутах - одного ребенка в возрасте не больше 5 лет), если он не занимает отдельного места». Данные нормы определялись, исходя из физиологических возможностей человека по перевозке ребенка на коленях или на руках в течение всего времени поездки, не мешая при этом другим пассажирам. Аналогичные нормы были включены и в ту редакцию Устава, которая была вынесена на обсуждение Государственной Думой. Однако уже в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению в него было внесено несколько поправок. Одна из них связана с появлением в Правилах дорожного движения пункта 22.9, согласно которому «перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства». Поскольку в данном пункте тип транспортного средства не конкретизируется, то формально под эту норму подпадают все транспортные средства. На это обратили внимание юристы Государственно-правового Управления Президента Российской Федерации.
В результате в 21-й статье Устава появилась часть 2, согласно которой «в случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной платы». Другие поправки, поступившие от ряда депутатов Государственной Думы, были направлены на расширение льгот по перевозке детей. В частности, была принята поправка о снятии ограничения по количеству детей, которых разрешается перевозить бесплатно совместно с пассажиром в городском и пригородном сообщении без предоставления отдельных мест для сидения. В результате получается, что те дети, которые не помещаются на коленях или на руках у пассажира, бесплатно могут ехать только стоя. В целом следует признать, что 21-я статья вызовет у автоперевозчиков неоднозначную реакцию.
Материал подготовлен ИА «Российская недвижимость»-Брянск