Подмосковье — лидер по спросу на ипотеку в РФ

24 ноября 2023 11:39

Подмосковье возглавило список регионов, с возросшим спросом на ипотеку на первичное жилье в крупнейших регионах России. Ипотечный кредит остается одной из самых популярных форм приобретения жилья. При этом не всегда заемщик осведомлен о тонкостях процесса оформления сделки и значении тех или иных документов. В частности, вопросы вызывает регистрация закладной на квартиру по ипотеке, которую требуют многие банки.

Разбираемся, что это за документ, как он оформляется и какие права дает кредитной организации в карточках Министерства жилищной политики Московской области.   Кому нужна закладная? Закладная — вид ценной бумаги, которая подтверждает, что приобретенная в ипотеку недвижимость передается в залог в обмен на кредитные средства. Для банка она является гарантией того, что заемщик не станет отказываться от своих платежных обязательств: если по платежам будут допускаться просрочки, банк сможет продать заложенную квартиру и вернуть деньги. По закону оформлять закладную при покупке жилья в ипотеку необязательно, однако большинство банков настаивают на регистрации документа, чтобы снизить риски и облегчить процесс взыскания долга, если клиент откажется платить.   Как выглядит закладная? Внешний вид закладной разнится в зависимости от банка. Однако в ней обязательно будет коротко изложена вся информация, касающаяся условий ипотечного договора:
  1. паспортные данные заемщика;
  2. данные кредитной организации (ее название, реквизиты, номер лицензии, адрес, по которому она располагается);
  3. информация о недвижимости (ее оценочная стоимость, подтверждение права собственности и другие подробности);
  4. сведения о наличии обременения в пользу третьих лиц;
  5. условия выдачи кредита.
Как оформить закладную? Оформлением закладной вместе с пакетом других документов банк занимается самостоятельно. Фактически для нее требуется тот же список бумаг, что и для основного договора:
  1. паспорта всех заемщиков;
  2. свидетельство о собственности на имущество, договор купли-продажи;
  3. акт независимой оценки рыночной стоимости жилья;
  4. справка о доходах заемщика(-ов);
  5. полис страхования недвижимости.
Клиенту придется только подписать документ. После подписания кредитная организация направит закладную в Росреестр, где ей присвоят номер. За регистрацию документа клиенту придется заплатить госпошлину: ее размер зависит от того, кто заключает — физлицо или юрлицо.   Как банк использует закладную?
  1. частичная перепродажа — банк продает другой организации часть залога, заемщик продолжает платить по тем же реквизитам, и кредитор самостоятельно переводит деньги на новый счет;
  2. переуступка прав — банк продает другой организации закладную и ипотечный кредит, для заемщика меняется расчетный счет, на который он перечисляет выплаты по ипотеке;
  3. обмен — банк обменивается закладными с другой организацией, при этом реквизиты для клиента в большинстве случаев остаются те же;
  4. выпуск эмиссионых бумаг — банк делит закладную на несколько частей и продает их, заемщик продолжает выплачивать долг, полученную от него сумму делят на части и перенаправляют новым получателям.
Что происходит с закладной после выплаты ипотеки? Когда клиент выплатил долг, действие закладной аннулируется. Отправить соответствующий запрос в Росреестр и МФЦ может сам банк. В ином случае гражданину придется самостоятельно забрать справку о полном исполнении обязательств, подать заявление на выдачу закладной (обычно она возвращается в срок до одного календарного месяца), а затем отнести бумаги в Росреестр или МФЦ.  Проверить, действительно ли был аннулирован залог, можно на сайтах Росреестра или «Госуслуги» в разделе «Мои объекты».
Источник: rcmm.ru