Скрытый резерв загородного рынка
Управляющий партнер Puzzle Realty Мария Федорова — о состоянии рынка загородной недвижимости и его возможностях
«События последних нескольких лет накладывают отпечаток на поведение как девелоперов, так и покупателей. Так, по нашим подсчетам, на сегодняшний день из 431 проекта коттеджных поселков — 20% заморожены на разных стадиях реализации. Кто-то не успел еще даже размежеваться, но заявил о проекте в надежде на появление покупателей и привлечение денег. Кто-то успел все-таки размежевать территорию и предлагал участки без подряда, но при этом выбрал не то место или не озаботился разработкой концепции.
Проанализировав данные о замороженных проектах, мы пришли к выводу, что в 15% из них не были даже построены дома. Причем не все проекты находятся в неудачной локации. Часто речь идет о хороших местах, к которым «неправильно» подошли. Основная причина, почему тот или иной проект не получается реализовать, состоит в неправильно выбранных стратегии или концепции.
Другой фактор — выбор локации, которая не подходит для коттеджного поселка. Например, расстояние до поселка может быть 100 км от города. Даже при условии, что добираться до него можно будет по очень хорошей трассе, речь в таком случае не будет идти о постоянном проживании. И это с учетом изменений, которые привнесла в жизнь пандемия, давшая импульс загородному проживанию.
Рассматривая предложения на рынке загородной недвижимости, нужно понимать, что все зависит от их создателей. Причем я говорю и о девелоперах, и об инвесторах. Если речь идет о профессиональных игроках с опытом, которые понимают перспективы рынка, видят их хотя бы на несколько лет вперед, — при таких слагаемых проект обязан быть успешным. Вместе с тем на рынке появляются и новые игроки. И, к сожалению, если смотреть на замороженные проекты, основная их доля приходится именно на новых девелоперов и инвесторов.
При этом сами проекты отнюдь не потеряны, им можно дать новую жизнь, взять их как основу для развития, а не создавать проект с нуля. Таким образом, они могут стать источником новых объектов на рынке. Например, мы сейчас находимся в стадии создания концепции двух проектов — в Курортном и Приозерском районах, где ранее продавали участки без подряда. Это классные локации, где необходимо создать проект базы отдыха с инфраструктурой, которая будет работать как на внутренний, так и на внешний рынок. Внутренний туризм развивается, поэтому, мы уверены, эти проекты будут крайне востребованы.
Сейчас рынок загородного жилья находится на той стадии развития, когда можно создавать интересные предложения. Но важно понимать, что будет востребовано через 2-3 года, и делать это профессионально. Спрос на продуманные загородные проекты есть в самых разных сегментах, особенно с развитием финансовых инструментов. Ипотека стала огромным подспорьем для увеличения объемов продаж в сегменте бизнес+ и выше. Она дает клиенту возможность быстро выйти на сделку. Это влияет и на сроки принятия решения о покупке — они сегодня сократились. Если раньше это было от 3 до 8 месяцев, то сейчас это всего 1-3 месяца. Так что потенциал для развития новых проектов на рынке есть, осталось его реализовать».
|
|