Петербургский ретейлер открывает сеть ларьков без продавцов

22 мая 2023 10:13

Петербургская сеть мини-маркетов «Близко» (20 точек) установит не менее 30 торговых павильонов без продавца в коттеджных поселках Ленинградской области и других регионов РФ. Об этом РБК Петербург рассказали в компании.

Сеть мини- и микро-маркетов «Близко», которая открывает магазины в ЖК и бизнес-центрах, а также в апарт-отелях, взялась за новый проект сети торговых павильонов без продавца, которые будут устанавливаться на территориях коттеджных поселков и в других местах за пределами города. «Мы идем в такие локации, где нет крупного ретейла, больших супермаркетов, а зачастую и магазинов нет», — говорит Алексей Бахтиаров, директор компании «Близко групп».

На павильоны без продавца у компании есть запросы от коттеджных поселков закрытого типа, строительных компаний и ЖК (на их территорию не пускают федеральные дискаунтеры), а также со стороны сетей АЗС, рассказывает Бахтиаров. Психологически павильон без продавца воспринимается жителями не как ларек, к которым у многих есть негативное отношение, а как часть инфраструктуры поселка, считает директор.

Как это работает

Киоски площадью 15 кв. м, которых сейчас по заказу компании изготовлено три, и они напоминают морские контейнеры, оснащены специальным оборудованием. Помимо витрин, холодильников и кондиционеров, такой контейнер включает центр управления с программным обеспечением, которое руководит работой торговой точки вместо продавца.

Павильоны будут работать через мобильное приложение, рассказывает Алексей Бахтиаров, при этом покупателю приложение можно не скачивать — оно будет работать и через браузер с помощью куар-кода. Код откроет также прилавки и витрины, даст возможность отсканировать и оплатить товар. С помощью того же программного обеспечения владельцу киоска можно заказывать товары и пополнять ассортимент.

Стоимость интерактивного павильона с оборудованием, мебелью и подключением к электросетям составляет 3 млн руб., что по меркам петербургского рынка киосков совсем не дешево. Для сравнения, «простые» киоски из петербургской программы госкиосков печати, которая была презентована в конце 2022 года, также площадью 15 кв. м, обходятся бюджету в 1,75 млн руб., а предприниматели покупают на Avito новые киоски такой же площади за 300-400 тыс. руб. Но они требуют затрат на персонал. В открытие 30 интерактивных павильонов «Близко групп» инвестирует 90 млн руб.

Павильоны без продавца разработаны самой компанией и выпускаются по ее заказу на одном из производств в Ленинградской области, рассказал Алексей Бахтиаров. В дальнейшем компания намерена их не только эксплуатировать сама, но и продавать. На это есть запросы из других регионов, говорит Бахтиаров.

Украсть непросто

«Если покупатель что-либо вдруг захочет украсть, — говорит Алексей Бахтиаров, — у нас будет видеозапись и система сразу сделает анализ подозрительных операций. Кроме того, у нас будут данные о телефоне и карте покупателя. Так что украсть не просто, да и в коттеджных поселках вряд ли найдутся такие покупатели», — уверен директор.

Ассортимент торговых павильонов будет включать в себя до 1000 sku (артикулов) и, в зависимости от спроса, до 30% товара — это готовая еда: супы, салаты, сэндвичи собственного производства «Близко групп». В павильонах будут продавать только упакованный товар, сейчас в магазинах «Близко» нет фруктов и овощей, которые зачастую продаются на вес. Но в будущем, овощи и фрукты также появятся в сети.

Крупный бизнес не справился

Эксперты пока скептически оценивают проект. «Сложно говорить о том, что такие проекты будут успешными, если даже «Пятерочка», крупный федеральный ритейлер, ничего не смогла сделать с магазинами без продавца — запустив подобный проект «Пятерочка Налету» в Москве, его в итоге закрыли, — говорит Михаил Лачугин, специалист по продвижению в торговых сетях. — Также в коттеджных поселках, наверняка, уже сформирован спрос и налажена доставка «ВкусВиллом» и «Сбермегамаркетом», а конкурировать с ними по ассортименту будет сложно».

С ним согласен и Александр Мышинский, совладелец сети супермаркетов «Реалъ». «Весь упакованный товар можно заказать с помощью доставки у крупных ретейлеров, — говорит Александр Мышинский. — Поэтому экономика таких магазинов сейчас для меня вызывает вопросы. Да, небольшие мини-маркеты в бизнес-центрах могут продавать в том числе готовую еду, но велика вероятность большого процента списания таких товаров. Поэтому каждая локация требует тщательного просчета. А продавцы в таких местах как раз могут помочь сделать выбор и в какой-то степени привлечь покупателя к новой точке».

Формат мечты

Отметим, что попытки создать точки продаж без персонала игроки сферы услуг в Петербурге предпринимали и ранее. Например, еще в 2020 году сеть магазинов «ВкусВилл» начала устанавливать вендинговые аппараты в петербургских жилых домах. Программу развития вендинга ускорила длительная самоизоляция горожан после пандемии, говорили эксперты рынка. Тогда цена самого вендигового комплекса варьировалась от 250 тыс. руб. до 400 тыс. руб. В 2022—2023 годах ретейлер установил 25 таких устройств в Петербурге.

На днях сеть кафе и кондитерских «Буше» запустила проект по продаже еды и напитков через вендинговые аппараты. Первый автомат установлен в петербургском бизнес-центре Renaissance Plaza на улице Марата, сообщил изданию «Коммерсанть. Санкт-Петербург» коммерческий директор сети Роман Певзнер. В случае успеха тестового проекта «Буше» будет устанавливать вендинговые автоматы не только в Петербурге, но и в Москве.

В ассортименте аппарата, установленного на улице Марата, представлены супы, салаты, сэндвичи, выпечка и напитки. По словам Романа Певзнера, средний чек составляет 500 руб., что сопоставимо с заведениями «Буше». Стоимость одного устройства составляет 1 млн руб.

Развивать этот формат пытался и конкурент «Буше» — «Цех 85». Сеть собиралась поставить в офисных центрах, вузах и других городских локациях 100 таких объектов. Однако позже она отказалась от проекта. Этот формат пытался развивать и ресторанный холдинг Ginza Project, рассказывает директор по развитию «Вендэкс ритейл» Игорь Быстров.

В числе проблем, которые встают перед ретейлерами, желающими развивать вендинговое направление, эксперты называют высокую конкуренцию, ограниченное число локаций для размещения автоматов, особенности операционного бизнеса, не похожего на традиционный общепит или ретейл.

Источник: www.rbc.ru