Петербургский ретейлер открывает сеть ларьков без продавцов
Петербургская сеть мини-маркетов «Близко» (20 точек) установит не менее 30 торговых павильонов без продавца в коттеджных поселках Ленинградской области и других регионов РФ. Об этом РБК Петербург рассказали в компании.
Сеть мини- и микро-маркетов «Близко», которая открывает магазины в ЖК и бизнес-центрах, а также в апарт-отелях, взялась за новый проект сети торговых павильонов без продавца, которые будут устанавливаться на территориях коттеджных поселков и в других местах за пределами города. «Мы идем в такие локации, где нет крупного ретейла, больших супермаркетов, а зачастую и магазинов нет», — говорит Алексей Бахтиаров, директор компании «Близко групп».
На павильоны без продавца у компании есть запросы от коттеджных поселков закрытого типа, строительных компаний и ЖК (на их территорию не пускают федеральные дискаунтеры), а также со стороны сетей АЗС, рассказывает Бахтиаров. Психологически павильон без продавца воспринимается жителями не как ларек, к которым у многих есть негативное отношение, а как часть инфраструктуры поселка, считает директор.
Как это работает
Киоски площадью 15 кв. м, которых сейчас по заказу компании изготовлено три, и они напоминают морские контейнеры, оснащены специальным оборудованием. Помимо витрин, холодильников и кондиционеров, такой контейнер включает центр управления с программным обеспечением, которое руководит работой торговой точки вместо продавца.
Павильоны будут работать через мобильное приложение, рассказывает Алексей Бахтиаров, при этом покупателю приложение можно не скачивать — оно будет работать и через браузер с помощью куар-кода. Код откроет также прилавки и витрины, даст возможность отсканировать и оплатить товар. С помощью того же программного обеспечения владельцу киоска можно заказывать товары и пополнять ассортимент.
Стоимость интерактивного павильона с оборудованием, мебелью и подключением к электросетям составляет 3 млн руб., что по меркам петербургского рынка киосков совсем не дешево. Для сравнения, «простые» киоски из петербургской программы госкиосков печати, которая была презентована в конце 2022 года, также площадью 15 кв. м, обходятся бюджету в 1,75 млн руб., а предприниматели покупают на Avito новые киоски такой же площади за 300-400 тыс. руб. Но они требуют затрат на персонал. В открытие 30 интерактивных павильонов «Близко групп» инвестирует 90 млн руб.
Павильоны без продавца разработаны самой компанией и выпускаются по ее заказу на одном из производств в Ленинградской области, рассказал Алексей Бахтиаров. В дальнейшем компания намерена их не только эксплуатировать сама, но и продавать. На это есть запросы из других регионов, говорит Бахтиаров.
Украсть непросто
«Если покупатель что-либо вдруг захочет украсть, — говорит Алексей Бахтиаров, — у нас будет видеозапись и система сразу сделает анализ подозрительных операций. Кроме того, у нас будут данные о телефоне и карте покупателя. Так что украсть не просто, да и в коттеджных поселках вряд ли найдутся такие покупатели», — уверен директор.
Ассортимент торговых павильонов будет включать в себя до 1000 sku (артикулов) и, в зависимости от спроса, до 30% товара — это готовая еда: супы, салаты, сэндвичи собственного производства «Близко групп». В павильонах будут продавать только упакованный товар, сейчас в магазинах «Близко» нет фруктов и овощей, которые зачастую продаются на вес. Но в будущем, овощи и фрукты также появятся в сети.
Крупный бизнес не справился
Эксперты пока скептически оценивают проект. «Сложно говорить о том, что такие проекты будут успешными, если даже «Пятерочка», крупный федеральный ритейлер, ничего не смогла сделать с магазинами без продавца — запустив подобный проект «Пятерочка Налету» в Москве, его в итоге закрыли, — говорит Михаил Лачугин, специалист по продвижению в торговых сетях. — Также в коттеджных поселках, наверняка, уже сформирован спрос и налажена доставка «ВкусВиллом» и «Сбермегамаркетом», а конкурировать с ними по ассортименту будет сложно».
С ним согласен и Александр Мышинский, совладелец сети супермаркетов «Реалъ». «Весь упакованный товар можно заказать с помощью доставки у крупных ретейлеров, — говорит Александр Мышинский. — Поэтому экономика таких магазинов сейчас для меня вызывает вопросы. Да, небольшие мини-маркеты в бизнес-центрах могут продавать в том числе готовую еду, но велика вероятность большого процента списания таких товаров. Поэтому каждая локация требует тщательного просчета. А продавцы в таких местах как раз могут помочь сделать выбор и в какой-то степени привлечь покупателя к новой точке».
Формат мечты
Отметим, что попытки создать точки продаж без персонала игроки сферы услуг в Петербурге предпринимали и ранее. Например, еще в 2020 году сеть магазинов «ВкусВилл» начала устанавливать вендинговые аппараты в петербургских жилых домах. Программу развития вендинга ускорила длительная самоизоляция горожан после пандемии, говорили эксперты рынка. Тогда цена самого вендигового комплекса варьировалась от 250 тыс. руб. до 400 тыс. руб. В 2022—2023 годах ретейлер установил 25 таких устройств в Петербурге.
На днях сеть кафе и кондитерских «Буше» запустила проект по продаже еды и напитков через вендинговые аппараты. Первый автомат установлен в петербургском бизнес-центре Renaissance Plaza на улице Марата, сообщил изданию «Коммерсанть. Санкт-Петербург» коммерческий директор сети Роман Певзнер. В случае успеха тестового проекта «Буше» будет устанавливать вендинговые автоматы не только в Петербурге, но и в Москве.
В ассортименте аппарата, установленного на улице Марата, представлены супы, салаты, сэндвичи, выпечка и напитки. По словам Романа Певзнера, средний чек составляет 500 руб., что сопоставимо с заведениями «Буше». Стоимость одного устройства составляет 1 млн руб.
Развивать этот формат пытался и конкурент «Буше» — «Цех 85». Сеть собиралась поставить в офисных центрах, вузах и других городских локациях 100 таких объектов. Однако позже она отказалась от проекта. Этот формат пытался развивать и ресторанный холдинг Ginza Project, рассказывает директор по развитию «Вендэкс ритейл» Игорь Быстров.
В числе проблем, которые встают перед ретейлерами, желающими развивать вендинговое направление, эксперты называют высокую конкуренцию, ограниченное число локаций для размещения автоматов, особенности операционного бизнеса, не похожего на традиционный общепит или ретейл.
|
|