С 2019 года ритейлеры построили под Петербургом больше 600 тыс. кв. м складов
Развитие сегмента e-commerce привело к росту объемов строительства складских комплексов по схеме bulit-to-suit под нужды федеральных ритейлеров, маркетплейсов и дистрибьюторов. По данным Nikoliers, с 2019 по 2022 год в Санкт-Петербурге и Ленобласти на их долю пришлось более 56% от общего объема ввода складских помещений.
За последние четыре года торговые и дистрибуционные компании для собственных нужд построили в Санкт-Петербурге и агломерации более 600 тыс. кв. м складских помещений. Всего за этот период было сдано более 1,073 млн кв. м качественных складских площадей, то есть на ритейл и дистрибьюторов пришлось 56% от общего объема ввода.
По данным аналитиков Nikoliers, только для онлайн-ритейла было построено более 320 тыс. кв. м складов, что составляеттретьот сданных за четыре года площадей. Реализация крупнейших объектов пришлась на 2022 год: два склада для OZON (в Буграх - 106,7 тыс. кв. м, в «PNK Парк Шушары-3» - 59,5 тыс. кв. м) и склад для «Всеинструменты.ру» (в «PNK Парк Шушары-3» - 97,3 тыс. кв. м).
Основные склады для дистрибьюторов и федеральных торговых компаний были введены в 2019-2021 годах: 69 тыс. кв. в парке «Ориентир-СПб» занял распределительный центр «Ленты», в парке «PNK Парк Шушары-3» разместились РЦ «ВкусВилл» (54 тыс. кв. м) и Fix Price (35,6 тыс. кв. м), «Красное и Белое» арендовал 38 тыс. кв. м в логопарке «Осиновая Роща», а «Галамарт» - 16,2 тыс. кв. м в «Октавиане».
На данный момент крупнейшими строящимися проектами в Петербурге являются РЦ Wildberries (100 тыс. кв. м) и новый склад в комплексе «Армада Парк Шушары» для компании «СберЛогистика» (100 тыс. кв. м). Всего к сдаче в 2023 году запланировано более 352 тыс. кв. м складов, из них 254 ты. кв. м предусмотрены для нужд ритейлеров и обеспечивающих их деятельность логистических компаний.
«В настоящее время представители розничной и онлайн-торговли остаются основными потребителями складских площадей, однако уже не в прежних объемах: многие из них после активного наращивания мощностей в 2019-2020 годах скорректировали планы по развитию. При этом они не отказывались от площадей, а предлагали их в субаренду, чтобы оптимизировать затраты в период сокращения товарных запасов, - комментирует Илья Янеев, старший консультант департамента складской и индустриальной недвижимости Nikoliers. - При этом от федеральных маркетплейсов OZON и Wildberries все еще существует запрос на поиск дополнительных площадей. Сейчас мы наблюдаем тенденцию на покупку качественных складских помещений инвестиционными фондами. Как правило, площадь приобретаемого объекта недвижимости начинается с 20 тыс. кв. м, а обеспеченность контрактами аренды — от 7 лет. Вероятно, на этой почве мы вскоре увидим новый толчок развития ритейла, действующего по схеме Build-to-lease: с появлением новых источников финансирования в виде фондов становится все больше предложения по стройке под предварительный договор аренды со стороны инвесторов».
|
|