Гостиницы нацелились на Восток

11 августа 2022 08:53

Из-за потери иностранных и деловых туристов петербургские отели «4-5 звезд» вынуждены перестраивать свой бизнес. Как рассказали участники рынка во время круглого стола «Новая реальность отельного бизнеса», организованного Федерацией рестораторов и отельеров, сейчас практически весь турпоток составляют приезжающие на отдых россиян, которые часто берут с собой детей. А туристические группы теперь можно ждать только из дружественных стран.

По данным городского комитета по развитию туризма, в этом году в Северной столице существенно вырос турпоток россиян: с 2,6 млн человек в I полугодии прошлого года до 3,6 млн в этом году. В то ж время продолжает падать число иностранных гостей: если в I полугодии прошлого года в Петербург приехали 184 000 иностранцев, в январе-июне этого — только 130 000.

Владелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы говорит, что структура гостей после пандемии и начала СВО существенно изменилась: сейчас лидируют индивидуальные российские туристы, иностранных гостей практически нет. При этом 80-85% посетителей приезжают из Москвы и Московской области. Вместе с замещением турпотока изменилась и загрузка отелей. «Если раньше мы отмечали рост загрузки в будние дни, потому что доминировали деловые туристы, то сейчас загрузка растет к выходным: начиная со среды-четверга и до воскресенья», — добавил он.

Генеральный директор Belmond Grand Hotel Europe Юлия Пашковская тоже отмечает, что существенно изменилась сегментация рынка. «Если традиционно Санкт-Петербург в зимнее время был чисто корпоративным направлением, и был дефицит наполнения отеля в выходные дни, то сейчас город резко стал «викендовским» направлением. И по нашему отелю можно сказать, что количество гостей с детьми выросло в десятки раз», — рассказала она, добавив, что по сравнению с допандемийным периодом отель потерял около 70% рынка.

Практически все отели «4-5 звезд» столкнулись с большим ростом количества размещаемых детей. «Мы тоже видим рост загрузки на выходные, мы видим семьи с детьми. Мы даже организовали отдельную детскую комнату, которая пользуется популярностью у гостей», — рассказал генеральный управляющий отеля Airportcity Plaza (бывший Crowne Plaza Airport) Федор Бахвалов. По словам операционного менеджера Novotel St. Petersburg Centr Ирины Биюновой, из-за высокого спроса на программы лояльности для семейных туристов отель даже вынужден ограничивать число проживающих несовершеннолетних. «В отеле иногда проживает до 60 детей. Мы сейчас испытываем сложности с тем, что у нас не все номера оборудованы детским раскладным креслом и порой просто не хватает номеров для размещения детей», — говорит она.

Из-за переориентации на местных туристов вместо иностранцев гостиницы были вынуждены снизить средние цены либо же отказаться от их сезонного повышения. Директор по продажам и маркетингу Belmond Grand Hotel Europe Анна Петренко рассказала, что после пандемии отель так и не вернулся к прежним, допандемийным тарифам. Операционный менеджер Novotel St. Petersburg Centr Ирина Биюнова тоже говорит, что сейчас гостиница не может держать среднюю стоимость номера на том же уровне, который был в 2019 г., когда в высокий сезон в отеле проживали европейские турсерии. По данным IPG.Estate, если в I полугодии 2019 г. средняя стоимость размещения в отелях «5 звезд» в Петербурге составляла 14 200 руб., в этом году она равнялась 13 800 руб. В сегменте «4 звезды» цены в 2019 г. были 8650 руб., сейчас — 7800 руб.

«Мы не вернулись к тем тарифам, которые мы могли в прежние годы предлагать международным рынкам. Речь не идет о демпинге, речь о том, что не было резкого сезонного повышения цен, которое случалось в Петербурге, когда загрузка отеля в июле-августе доходила до 80%. И это не демпинг, это желание поддержать свой рынок», — пояснила Петренко. По ее словам, более лояльной ценовой политикой отель старается привлечь тех туристов, которые раньше к ним не приезжали. «Сейчас у нас более благоразумное ценообразование, понимая, кто наш гость и с чем связаны его поездки», — подчеркнула она.

В то же время отельеры помимо индивидуальных российских туристов пытаются привлечь и новые для себя сегменты рынка. Чтобы вернуть иностранных гостей, они начали ориентироваться на Ближний Восток. Директор службы безопасности и управления рисками отеля Corinthia St. Petersburg Александр Новиков рассказал, что отель намерен работать над привлечением туристов из таких стран, как Иран, Индия и Китай, которых было много в допандемийные годы: «Мы сейчас активно работаем над тем, чтобы вернуть их к нам».

Биюнова рассказала, что сейчас в отеле проживают группы из Ирана и Бахрейна, а менеджмент активно занимается поиском новых потенциальных рынков на Ближнем Востоке: в Индии, Эмиратах, Катаре. «Недавно наши коллеги из отдела продаж ездили в Кахахстан. Это новый сегмент гостей, которые тоже заинтересованы. Осталось только понять, как они будут сюда добираться, потому что перелеты сейчас очень дорогие и начинаются от 50 000 руб. Это недоступно для гостей», — рассказала она.

По данным компании Maris, на конец I полугодия в Петербурге насчитывалось 26 отелей «5 звезд», 93 отеля «4 звезды» и 115 отелей «три звезды» суммарным фондом свыше 25 000 номеров.

Источник: vedomosti-spb.ru