Российская недвижимость / Торговая недвижимость » Новости

Итоги рынка торговой недвижимости Москвы, перспективы на 2019 год

Прежде всего, я бы отметил, что рынок крупных торговых объектов (более 15 000 кв.метров практически замер и по итогам года почти не показал прироста площадей. Введено менее 0,5 млн кВ.метров новых площадей - это антирекорд за последние 10 лет, при этом план по вводу на 2019 год не сильно выше. 

В чем тут дело, на ваш взгляд?

Основной фактор, воздействующий на рынок, - низкий уровень потребительского спроса, который негативно влияет на арендаторов и, как следствие, на арендные ставки и заполняемость ТЦ. Однако мы видим, что участники рынка уже приняли новые правила игры и аккуратно продолжают развитие. Собственники торговых объектов корректируют свои ожидания по ставкам аренды, а  большинство арендаторов готовы рассматривать новые предложения, если условия приемлемы для них. В итоге общий уровень вакантных помещений по рынку постепенно сокращается. 

И каковы же перспективы?
Думаю, есть основания говорить о грядущем развороте рынка. С учетом 2-3 летнего строительного цикла, старт строительства нового ТЦ сегодня может привести к его открытию на рынке с дефицитом площадей. Это подтверждается и сдержанными разговорами в кулуарах. Однако ожидать докризисных объемов ввода объектов уже не приходится. Рынок торговой недвижимости Москвы становится более конкурентным и сложным, а доходности падают, что отталкивает непрофильных инвесторов. 

Специалисты дружно указывают на активный рост рынка малых торговых центров (до 15 тыс. кв метров). Вы разделяете это мнение?
Да, у рынка малых ТЦ большое будущее, тем более, что этот рынок активно стимулируется агрессивной инвестиционной политикой властей города. Правда, при большом количестве малоформатных объектов далеко не все из них могут похвастаться качественной концепцией и профессиональным управлением. Но это делает данный  рынок интересным для профессиональных игроков с высоким уровнем экспертизы. 

Какие вы видите преимущества у девелопмента малых ТЦ?
Целый ряд преимуществ, и их можно перечислить:

· Близость к посетителю. Большинство новых малых ТЦ являются частью транспортной инфраструктуры или расположены в крупных спальных районах. Собственник и арендаторы получают уже готовый «гарантированный» поток покупателей. 

· Дефицит площадей. В малых объектах возникает конкуренция между арендаторами за свободные площади, что упрощает задачу по достижению целевых показателей дохода. 

· Относительно низкий порог входа для инвесторов. Стоимость строительства малоформатного объекта составляет около 100 тысяч рублей за 1 кв.м, то есть редко превышает 1,5 млрд рублей за объект. 

Все это делает малоформатные ТЦ достаточно предсказуемым на инвестиционном этапе и устойчивыми в период эксплуатации, что в наше время является важным фактором для принятия инвестиционных решений. 

В связи с этим мы предполагаем увидеть в следующем году начало тренда на уменьшение размера новых ТЦ, строящихся в Москве, и рост спроса на профессиональных подрядчиков и консультантов, способных эффективно работать с такими форматами.

Источник: rossk.ru

Печать