Курс на экономию. В Петербурге остро ощущается нехватка гостиниц эконом-класса
Согласно прогнозам, которые давали эксперты в начале года, к концу 2018 года поток российских и иностранных гостей должен был вырасти на 10% и превысить 8 млн человек. Однако реальные результаты превысили все ожидания. По данным компании
Однако, по мнению экспертов, гостиничный бизнес от рекордного наплыва гостей, спровоцированного чемпионатом мира по футболу, скорее пострадал, чем выиграл. "В отличие от московского рынка, в количественном выражении общие показатели отельного рынка Петербурга за первое полугодие текущего года, которое включает период проведения чемпионата мира по футболу, не продемонстрировали существенного роста", — говорит управляющий партнер Urban hotels Анна Панова. Более того, вопреки ожиданиям, загрузка брендовых отелей за два первых летних месяца в среднем упала с 84% до 69%, а по итогам первого полугодия составила всего 56%.
"Спрос болельщиков был точечным, поэтому пик загрузки в петербургских отелях приходился только на дни проведения футбольных матчей", — объясняет заместитель директора департамента консалтинга
Эффект чемпионата
При этом из–за возросших тарифов на размещение в период проведения ЧМ, наплыва футбольных фанатов и связанного с этим ажиотажа обычные туристы, традиционно приезжающие в это время в Петербург, отказались от посещения города.
"От проведения чемпионата мира в Петербурге больше выиграли мини–отели, хостелы, частные апартаменты и другие бюджетные средства размещения", — говорит Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL.
По данным ООО "Вало Сервис" (управляет апарт–комплексом VALO), в отличие от брендированных гостиниц, недорогие апартаменты и мини–отели этим летом неизменно показывали 100%–ную заполняемость.
"Мундиаль лишний раз показал, что в Петербурге остро ощущается дефицит самого востребованного сегмента — гостиниц 2–3 звезды и переизбыток 4– и 5–звездных гостиниц, в которых массовые туристы останавливаются крайне редко. Сегодня количество мест в 2–3–звездных отелях сравнимо с количеством мест в 4–звездных, хотя низкобюджетных гостиниц должно быть в разы больше", — говорит генеральный директор ООО "Вало Сервис" (управляет апарт–комплексом VALO) Константин Сторожев.
В этом году ситуация с малобюджетными отелями выправилась, но совсем незначительно. По данным Urban hotels, в общей сложности в 2018 году было введено в эксплуатацию восемь отелей с суммарным фондом 967 номеров. Однако в сфере брендированных гостиниц в низком ценовом сегменте был запущен только один проект — первый в России гибридный отель немецкой сети Meininger, совмещающий хостел с классическим отелем.
Как рассказали эксперты, в зависимости от пожеланий и бюджета туристы Meininger Hotel St. Petersburg Nikolsky могут снять как койко–место на двухъярусной кровати, так и обычные двухместные номера. Еще несколько объектов в формате budget выведено под локальными брендами.
"Запуск подобных проектов является положительной тенденцией, поскольку на рынке ощущается нехватка именно в сегменте недорогого брендового размещения", — комментирует Анна Панова.
Инвестиции по сходной цене
К числу ключевых тенденций на отельном рынке эксперты относят также приток инвесторов. "Санкт–Петербург входит в число популярных мировых туристических направлений, поэтому гостиничный бизнес здесь находится в зоне внимания инвесторов, — объясняет ведущий брокер по реализации отельной недвижимости экспертного бюро и АН "МК–Элит" Алексей Ухватов. — Особенно сейчас, когда многие надеются на эффект ЧМ–2018: длительное повышение интереса к России и отложенный спрос со стороны неболельщиков".
В частности, по словам эксперта, в этом году участились запросы со стороны покупателей мини–отелей, подбирающих соответствующие помещения для приспособления под мини–гостиницы. "Также увеличилось количество сделок по приобретению готовых отелей. Самый активный спрос и самое широкое предложение находятся в диапазоне от 15 до 30 млн рублей", — говорит Алексей Ухватов.
Эксперт рассказал, что приобретение готового отеля можно отнести к числу основных вариантов, однако у этого способа инвестирования немало подводных камней. "Сложности могут возникнуть, если мини–отель размещен в жилом фонде. В 2016 году Госдумой был принят в первом чтении проект закона о запрете размещать хостелы в жилых домах без перевода помещений в статус нежилых. Позже были подготовлены поправки, которые позволили бы инвесторам размещать отели в жилом фонде, но только при получении согласия жителей парадной и дома. На данный момент ситуация с мини–отелями находится в подвешенном состоянии: предложенные корректировки все еще находятся на рассмотрении. Если закон о невозможности размещения гостиниц в жилом фонде все–таки будет принят, приведение гостиничного бизнеса к его нормам явно затянется до 2020–2022 годов", — считает Алексей Ухватов.
Доступная альтернатива
Высокая стоимость готовых отелей и длительный срок окупаемости (по подсчетам Алексея Ухватова, инвестиции в готовый мини–отель до 15 номеров в среднем возвращаются через 7–8 лет) заставили инвесторов обратить внимание на сегмент апартаментов.
"Возросший интерес гостиничных операторов к апарт–отелям также можно отнести к одному из наиболее ярких трендов 2018 года, — считает Евгения Тучкова. — Например, в этом году петербургский отельер Nevsky Hotels Group взял в управление 19 юнитов в апарт–отелях SALUT! и заявил о дальнейшем расширении апартаментного фонда. С учетом того, что порог входа на рынок апартаментов небольшой в сравнении с инвестициями, например, в покупку помещений мини–отелей, не исключено, что другие операторы будут расширять присутствие на гостиничном рынке посредством покупки апартаментов", — говорит Евгения Тучкова.
Константин Сторожев добавляет, что на протяжении последнего года в Петербурге наблюдается активный рост интереса к формату апарт–отелей и со стороны частных инвесторов. По его подсчетам, количество апартаментов, проданных только в первой половине этого года, составило 1855 номеров, что в 2,4 раза больше, нежели аналогичный показатель прошлого года. Из них 67% пришлось на сделки купли–продажи в сервисных апарт–отелях с полной гостиничной инфраструктурой.
"В ситуации практически полного отсутствия недорогих и качественных двух– и трехзвездочных отелей апарт–отели становятся альтернативой бюджетным гостиницам. Инвесторы понимают, что благодаря демократичным ценам хороший апарт–комплекс может быть забит гостями не только в высокий сезон, но и в течение всего года", — говорит Константин Сторожев.
По данным "Вало Сервис", стоимость аренды апартаментов в среднем составляет 3 тыс. рублей за сутки, в то время как за размещение в высоком сегменте клиентам приходится платить около 12 тыс. рублей в сутки.
|
|