В России активно развивается сегмент апарт-отелей


Несмотря на наличие теневого конкурентоспособного рынка аренды, пробелы в законодательстве и отсутствие общепринятой терминологии, в России активно развивается сегмент апарт-отелей. К Москве и Петербургу сегодня присоединились Екатеринбург, Рязань, Самара. Об особенностях формата, специфике арендных отношений, спросе и доходности подобных проектов говорили в ходе панельной дискуссии, организованной Гильдией управляющих и девелоперов в партнерстве с ГК «Пионер» и Holiday Inn Saint Petersburg.

Как сообщили корреспонденту «Российской недвижимости» в пресс-службе Гильдии управляющих и риэлторов, в мировой практике рынок апартаментов принято разделять на две категории: сервисные апартаменты (Serviced apartments) и апарт-отели (apart hotels или extended stay hotels).

Первый тип представляет собой комплекс апартаментов, реализованный как в формате жилой недвижимости, так и в формате коммерческой недвижимости. Объект находится под управлением профессиональной управляющей компании (часто гостиничного оператора), которая предлагает владельцам и арендаторам широкий спектр дополнительных услуг.

Второй тип представляет собой объект гостиничной недвижимости, номера которого предназначены для длительного проживания. В них есть кухня, гостиная зона, полный набор необходимого бытового оборудования и мебели, а главное – все атрибуты гостиничных услуг.

Основными операторами apart hotels в Европе являются Accor, сингапурская Ascott Group, Pierre&Vacances, Toga Hospitality. Наиболее развивающиеся рынки сегодня – Великобритания, Германия и Франция.

Организованный рынок арендного жилья в России в отличие от Европы и США почти не развит. В Америке в съемных квартирах проживает до трети населения, в Германии – около половины. Жители западных стран предпочитают снимать, а не покупать жилье в собственность, в большинстве же российских городов доля арендного жилья не превышает 5%. В Москве и Петербурге она достигает 7-8%, что также далеко от западных показателей.

Эксперты называют несколько причин, которые способствуют сегодня развитию рынка арендного жилья. Анна Панова, директор по консалтингу и инвестициям Hospitality Management, называет следующие факторы: недостаточное предложение пятен под жилую застройку, большие площади промышленных зон, требующих редевелопмента, стагнация офисного сегмента после кризиса, смещение спроса в пользу сервисных апартаментов, а также увеличение доходности МФК за счет включения жилой функции.

В Москве и Санкт-Петербурге наиболее развиты два вида недвижимости для среднесрочного и длительного проживания: номерной фонд гостиниц и арендные квартиры от частных лиц. Стоимость проживания в гостиницах и квартирах отличается в разы. В Москве этот показатель варьируется от 66 000 до 210 000 рублей в гостиницах и от 30 000 до 45 000 рублей в месяц в квартирах. В Санкт-Петербурге: от 60 000 до 130 000 рублей и от 15 000 до 30 000 рублей в месяц соответственно.

По данным компании Hospitality Management, на текущий момент общее совокупное предложение апартаментов (реализованные и строящиеся объекты) в Москве, представленное объектами различных форматов, составляет 56 проектов, общей площадью 1,2 млн. кв. м. Гостиничный рынок столицы насчитывает 407 объектов с номерным фондом более 38 тыс. номеров, что примерно составляет 1,9 млн. кв. м.

Сдача гостиничных апартаментов в аренду является востребованным форматом. «Сегодня порядка 40% клиентов проживают в апарт-отеле Stay Bridge Suites Moskovskye Vorota 30 дней и более. Минимальный период, на который сдаются апартаменты, составляет 7 ночей. Средняя стоимость проживания – 50 000 рублей в месяц. Средний показатель загрузки отеля в год – 85%. Нашими клиентами являются бизнес-туристы – региональные топ-менеджеры крупных российских компаний, банков, сотрудники иностранных компаний, реализующих промышленные проекты в Петербурге», – поделилась Евгения Некрасова, директор по продажам Holiday Inn St Petersburg Moskovskye Vorota.

Клиентов, желающих приобрести в собственность помещения с гостиничным обслуживанием, тоже достаточное количество. «За год реализации апарт-отеля YE’S в Санкт-Петербурге мы реализовали свыше 500 апартаментов. Порядка 85-90% составляют покупатели, заинтересованные в получении дохода от своих инвестиций, оставшиеся 10-15% – это покупатели, которые приобретают апартаменты для собственного проживания», – рассказал Юрий Грудин, генеральный директор петербургского направление ГК «Пионер».

Доходность апартаментов гораздо выше, чем стандартных квартир. В среднем инвесторы апарт-отелей могут рассчитывать на до 20% годовых. Все зависит от местоположения и характеристик объекта: уровня сервиса, дополнительного комплекса услуг, ценовой политики компании.
Материал подготовлен ИА «Российская недвижимость»