Автомобильная недвижимость берет курс на многофункциональные комплексы


Тенденции развития автомобильной отрасли приводят к тому, что на рынке все чаще появляются автомобильные многофункциональные комплексы (МФК), предоставляющие самые различные услуги, как: продажа автомобилей, их техническое обслуживание, питание и развлечение посетителей. Об особенностях и ценообразующих факторах автомобильных МФК рассказывают специалисты компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость». 
Как сообщили корреспонденту «Российской недвижимости» в пресс-службе компании, в условиях массовой автомобилизации страны сектор продажи и обслуживания автомобильного транспорта показывает динамичное развитие.
На этом фоне объекты недвижимости для автобизнеса: автосалоны, шиномонтаж, автосервисы, автомойки, АЗС, автостоянки — составляют значительную долю рынка коммерческой недвижимости.
«В последние годы набирают популярность многофункциональные центры в сфере автомобильного транспорта, — рассказывает Елена Погостнова, директор департамента оценки и консалтинга «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость». — Данные объекты  содержат в своей структуре различные функциональные составляющие: торговую, офисную, складскую, производственную».
Многофункциональные автомобильные комплексы нацелены на одновременное выполнение нескольких задач. Второстепенные услуги, являясь источником дополнительной прибыли, формируют лояльность клиентов за счет создания удобного пространства, выполняющего функции автосалона, автосервиса, пункта питания и развлекательного центра. Такой подход создает благоприятное впечатление заботы о клиенте, в результате чего люди хотят возвратиться в конкретный салон и порекомендовать его знакомым.
Совмещая в себе черты нескольких типов коммерческой недвижимости, многофункциональные автомобильные комплексы обладают определенными техническими и планировочными особенностями:
архитектурные элементы здания выполнены в фирменном стиле компании (автосалона);
функциональное зонирование помещений предполагает разделение площади на отдельные блоки:
         -  выставочный зал (шоу-рум);
         -  сервисные помещения (автоцех, автомойка, кафе);
         -  административный блок;
         -  складские помещения;
         -  подземная и/или наземная автостоянки.
объемно-планировочная концепция здания, его конструктивные элементы (шаг конструкций и пролет здания) полностью зависят от количества и габаритов, выставляемых на показ автомобилей;
современное инженерно-техническое обеспечение здания;
благоустройство территории, размещение гостевых автостоянок и отрытых автостоянок постоянного пользования.
Основными ценообразующими факторами подобных объектов коммерческой недвижимости выступают местоположение, структурный состав объекта (в том числе, соотношение площадей) по функциональному назначению, физические и экономические характеристики проекта.
Средние ставки аренды для автомобильных МФК определить затруднительно из-за разнородности структурного состава помещений. Ставки рассчитываются для каждого конкретного случая отдельно.
«Если рассматривать помещения автомобильных  салонов, относящихся к сегменту торговой недвижимости (офисам продаж), то средние арендные ставки составляют      9 000-15 000 рублей за квадратный метр в год. Что касается автосервисов (помещения производственного назначения), то стоимость аренды в них будет ниже — 6 000-9 000 рублей за квадратный метр в год», — резюмирует Елена Погостнова.
Материал подготовлен ИА «Российская недвижимость»