Небольшой офис в большом дефиците


На мероприятиях по коммерческой недвижимости, франчайзингу и просто в среде малого и среднего бизнеса один из самых животрепещущих вопросов – обеспечение открывающегося предприятия офисом. Что делать, если новой фирме не нужна тысяча метров площади, где искать небольшой, но качественный офис, размышляют специалисты холдинга «МИЭЛЬ».
«К сожалению, арендодатели, сдающие в аренду небольшие офисные помещения, как правило, не обращаются в агентства недвижимости, статья расходов на услуги риэлторов обычно не заложена в их бюджете, - делится опытом Елена Мишина, директор по развитию «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость». – Такие помещения обычно расходятся «по своим», не выходя на широкий рынок».
Как сообщили корреспонденту «Российской недвижимости» в пресс-службе компании, в силу отсутствия информации о подобных небольших помещениях в открытом доступе (интернете, печатных изданиях), потенциальным арендаторам зачастую приходится самостоятельно обходить интересующую их местность на предмет поиска подходящего помещения, сдаваемого в аренду.
Роман Мурадян, управляющий директор «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости», рассказывает: «Самая большая сложность у франчайзи, который собирается открыть собственное дело, как раз и заключается в сложности поиска помещения под офис. Риэлтору для успешного бизнеса необходимо иметь офис в хорошей пешей и транспортной доступности для клиентов, он должен располагаться на улице с хорошей проходимостью. Размеры офиса тоже имеют значение. Например, для небольшого агентства в Москве подойдет офис площадью от 70 до 120 кв. метр. В городах Подмосковья можно рассмотреть площади от 50 кв. метров.
В основном офисы, которые необходимы для развития малого или среднего бизнеса, находятся либо в помещениях формата street retail, либо в офисных помещениях класса В и ниже. Снять в аренду офис размером 50-100 кв. м в бизнес-центре класса А и B+ сложно. Дело в том, что в современных бизнес-центрах  высокого класса сам конструктив здания и дальнейшая концепция формирования офисного пространства предполагают организацию больших блоков. А при возведении дополнительных перегородок и, соответственно, организации коридоров и рекреационных зон увеличивается процент площадей общего пользования, возникают большие потери полезной площади.
Арендные ставки на помещения street retail, расположенные на крупных магистралях с хорошей проходимостью, начинаются от 1 тыс. долларов за кв. м в год и могут доходить до 1,3-1,5 тыс. долларов за кв. м в год.
Помещения, расположенные в менее проходимых местах, например, на второй или третьей линии или имеющие вход со двора, сдаются по более низкой ставке. Стоимость аренды в данном случае начинается от 480 – 580 долларов за кв. м в год.
При этом проходимые места в ЦАО и в других районах не будут слишком отличаться по ценовой политике. Самые бюджетные варианты можно найти только внутри жилой застройки в спальных районах.
Материал подготовлен ИА «Российская недвижимость».