МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость": сегмент street-retail менее всего пострадал от кризиса
21.07.2009 08:49
Компания "МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость" продолжает серию исследований последствий кризиса в различных сегментах коммерческой недвижимости. На этот раз в зоне внимания оказались помещения формата street-retail.
Как сообщили корреспонденту "Российской недвижимости" в пресс-службе компании, в настоящее время общая площадь помещений формата street-retail в Москве оценивается на уровне 4,0-4,2 млн. кв.м. Ежегодный рост предложения связан, прежде всего, со строительством жилья, и если ранее он составлял порядка 100-120 тыс. кв. метров помещений рассматриваемого формата, то сейчас объемы такого строительства снизились не менее, чем в 2 раза. Кроме того, значительная часть самых интересных для арендаторов объектов, находится в тех местах, где увеличение их количества просто невозможно. Например, помещения в прямой видимости от станции метро.
В результате кризиса изменилась и структура спроса на эти помещения - уменьшились запросы крупных сетевых компаний, зато увеличился спрос со стороны небольших небрендовых операторов (аптеки, медицинские клиники, продуктовые сети и т.п.).
В условиях снизившегося спроса основным критерием выбора таких помещений становится наличие достаточного покупательского потока. "Брендовость" той или иной улицы, что раньше приводило к заоблачным арендным ставкам на ряде популярных улиц Москвы, сейчас мало кого интересует. В результате в настоящее время мы наблюдаем выравнивание цен и арендных ставок на помещения, расположенные в различных районах города. К примеру, помещение на Ленинском проспекте сегодня можно арендовать по $1 000 за 1 кв.м./год, также как и помещение рядом со станцией метро Аннино. Раньше эта разница достигала двух и более раз. Поэтому при среднем падении арендных ставок за последний год на помещения формата street-retail на 25-30%, ставки на самые востребованные на рынке помещения не упали.
В настоящее время средние арендные ставки на помещения формата street-retail, расположенные в местах с хорошим пешеходным и автомобильным трафиком, находятся в диапазоне 20 - 30 тысяч рублей за 1 кв.м./год. Средние цены продажи - 250-300 тысяч рублей за 1 кв.м.
"В настоящее время мы не ожидаем каких-то экстраординарных событий на рынке, - комментирует Директор департамента Управления активами Компании "МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость" Сергей Лобанов. - При сохранении существующей макроэкономической ситуации тенденции стабилизации рынка могут сохраняться в течение достаточно длительного времени. Рынок нащупал свое "дно", вблизи которого он будет находиться как минимум в течение ближайшего полугода. Это совсем не означает застоя на рынке - хорошие помещения все также пользуются спросом, плохие - дешевеют и продаются. Уровень вакантных площадей в целом по рынку к концу года может составить порядка 15-20%, при этом найти помещение нужной площади и в хорошем месте останется проблемой. Сроки восстановления формата от кризиса называть, безусловно, достаточно сложно. Но формат street-retail будет одним из первых сегментов такого восстановления, именно по причине своей востребованности - продуктовые магазины, аптеки, кафе будут арендовать такие площади в условиях любой экономической ситуации".
Материал подготовлен ИА "Российская недвижимость".
Как сообщили корреспонденту "Российской недвижимости" в пресс-службе компании, в настоящее время общая площадь помещений формата street-retail в Москве оценивается на уровне 4,0-4,2 млн. кв.м. Ежегодный рост предложения связан, прежде всего, со строительством жилья, и если ранее он составлял порядка 100-120 тыс. кв. метров помещений рассматриваемого формата, то сейчас объемы такого строительства снизились не менее, чем в 2 раза. Кроме того, значительная часть самых интересных для арендаторов объектов, находится в тех местах, где увеличение их количества просто невозможно. Например, помещения в прямой видимости от станции метро.
В результате кризиса изменилась и структура спроса на эти помещения - уменьшились запросы крупных сетевых компаний, зато увеличился спрос со стороны небольших небрендовых операторов (аптеки, медицинские клиники, продуктовые сети и т.п.).
В условиях снизившегося спроса основным критерием выбора таких помещений становится наличие достаточного покупательского потока. "Брендовость" той или иной улицы, что раньше приводило к заоблачным арендным ставкам на ряде популярных улиц Москвы, сейчас мало кого интересует. В результате в настоящее время мы наблюдаем выравнивание цен и арендных ставок на помещения, расположенные в различных районах города. К примеру, помещение на Ленинском проспекте сегодня можно арендовать по $1 000 за 1 кв.м./год, также как и помещение рядом со станцией метро Аннино. Раньше эта разница достигала двух и более раз. Поэтому при среднем падении арендных ставок за последний год на помещения формата street-retail на 25-30%, ставки на самые востребованные на рынке помещения не упали.
В настоящее время средние арендные ставки на помещения формата street-retail, расположенные в местах с хорошим пешеходным и автомобильным трафиком, находятся в диапазоне 20 - 30 тысяч рублей за 1 кв.м./год. Средние цены продажи - 250-300 тысяч рублей за 1 кв.м.
"В настоящее время мы не ожидаем каких-то экстраординарных событий на рынке, - комментирует Директор департамента Управления активами Компании "МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость" Сергей Лобанов. - При сохранении существующей макроэкономической ситуации тенденции стабилизации рынка могут сохраняться в течение достаточно длительного времени. Рынок нащупал свое "дно", вблизи которого он будет находиться как минимум в течение ближайшего полугода. Это совсем не означает застоя на рынке - хорошие помещения все также пользуются спросом, плохие - дешевеют и продаются. Уровень вакантных площадей в целом по рынку к концу года может составить порядка 15-20%, при этом найти помещение нужной площади и в хорошем месте останется проблемой. Сроки восстановления формата от кризиса называть, безусловно, достаточно сложно. Но формат street-retail будет одним из первых сегментов такого восстановления, именно по причине своей востребованности - продуктовые магазины, аптеки, кафе будут арендовать такие площади в условиях любой экономической ситуации".
Материал подготовлен ИА "Российская недвижимость".
|
|