Рыночный механизм взимания арендной платы за использование муниципального имущества пополнил бюджет Орла


До перехода к такому механизму арендная плата за использование именно муниципального имущества была самой низкодоходной на городском рынке недвижимости. В результате, несмотря на то, что арендная плата за пользование имуществом увеличилась более чем в 2 раза, отказов от аренды городской недвижимости не последовало, сообщили в пресс-службе орловской адмиистрации..
А динамика роста доходов говорит сама за себя. Так, в 2005г. в городскую казну от аренды муниципального имущества поступило 90 млн. 400 тыс. руб., в 2006г. - 119 млн. 700 тыс. руб. а в 2007 г. уже 161 млн. 900 тыс. руб. при плане в 140 млн. рублей.
В текущем году к 1 сентября доход составил 128 млн. 800 тыс. руб. от плановых 126 млн. 300 тыс. рублей. В настоящее время действуют 856 договоров на сумму 128 млн. 759 тыс. рублей.
Если по итогам 2006 года по рыночным ставкам было заключено 58 договоров аренды на сумму 9 млн. руб., то на сегодняшний день на рыночный расчет переведено уже 275 договоров, а годовая арендная плата по ним составляет 104 млн. рублей. Рыночная оценка производится независимыми оценщиками.
Существенно повлиял на увеличение поступлений от аренды отказ от предоставления льгот по арендной плате. Так, в 2005 году сумма выпадающих доходов из-за большого количества предоставленных льгот составила 10 млн. 400 тыс. рублей.
Отказ в предоставлении льгот уменьшает сумму выпадающих доходов и влияет на увеличение поступлений от использования муниципального имущества. «Значимым направлением в системе контроля за эффективным использованием муниципальных нежилых помещений, - комментирует Татьяна Решетова, начальник городского управления муниципального имущества и землепользования (УМИЗ), являются проверки использования нежилых помещений. УМИЗ ежемесячно в соответствии с утверждённым графиком проверяет, как используются нежилые помещения. В случае выявления нарушений, арендатору или балансодержателю направляется письменное предписание об устранении нарушений в установленный срок. Проверки позволяют предупредить и выявить незаконную сдачу в субаренду муниципальных помещений, контролировать исполнение арендатором условий договора по использованию помещений по назначению, а также содержания в надлежащем состоянии арендуемых помещений и прилегающих к ним территорий и проведение текущего ремонта».
Начальник УМИЗ также отмечает, что обеспечению своевременного и полного поступления арендной платы от использования муниципальных площадей способствует претензионно-исковая работа. В 2007 году направлено 597 претензий на сумму 34 млн. руб. В 2008 году (по данным на 1 сентября) - 570 претензий на сумму 30 млн. руб. Для взыскания задолженности в судебном порядке предъявлено 28 исков. В результате этой работы бюджет города в 2008 году пополнился на 3 млн. 112 тыс. рублей. Усилена претензионная работа по взысканию пени за просрочку арендных платежей, в результате чего в городской бюджет поступило пени в сумме 976 тыс. рублей.
По информации Решетовой, практически все муниципальные нежилые помещения вовлечены в оборот. На сегодняшний день не используется только 13 помещений площадью 1 тыс. 380 кв.м. Свободные от аренды нежилые помещения предоставляются в аренду по результатам проведения открытых торгов. За исключением случаев, когда эти помещения необходимы для решения вопросов местного значения, а также при переселении арендаторов из сносимых или реконструируемых помещений, и случаев, когда торги на право аренды не состоялись по причине отсутствия заявок. Еще бывают ситуации, когда договоры аренды заключаются на основании вступившего в законную силу решения суда.
Наилучшим образом, по словам начальника УМИЗ, эффективность использования муниципальных нежилых помещений отражает такой показатель, как неналоговые доходы бюджета муниципального образования. Формирование доходной части городского бюджета от использования муниципальных нежилых помещений в 2008г. происходило по следующим основным направлениям:
- доходы от сдачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда (176 млн. 80 тыс.руб., тогда как в 2007г. они составили 161 млн. 968 тыс. рублей);
- доходы от приватизации и продажи имущества (44 млн. 894 тыс., в 2007 - 14 млн. 122 тыс. рублей).
К сведению:
к объектам муниципального нежилого фонда относятся комплексы зданий, строений и сооружений, отдельно стоящие здания, строения и сооружения, встроено-пристроенные нежилые помещения в объектах жилищного фонда, здания, отнесенные к памятникам истории, архитектуры и культуры.
Общая площадь нежилых помещений по реестру муниципального имущества 842 190 кв. м
Существенно сократилось количество помещений, переданных по договорам безвозмездного пользования муниципальным жилищным управлениям в связи с расторжением таких договоров и передачей помещений в аренду.
Материал подготовлен ИА «Российская недвижимость»-Брянск