Российская недвижимость / Торговая недвижимость » Новости

Уходят ли торговые сети из Вологодской области?

РБК Вологодская область попытался разобраться, насколько для нашего региона актуален уход крупных девелоперов из регионов в связи со снижением активности покупателей и ритейлеров.
О наличии такой тенденции сообщает «Коммерсант», ссылаясь на исследование компании «Магазин магазинов», согласно которому в 2017 году в регионах России может быть введено 698 тыс. кв. м качественных торговых площадей, это на 25% ниже аналогичного показателя прошлого года и минимальное значение за последние десять лет.

Похожие данные приводит аналитик отдела исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова: по ее словам, в регионах России в этом году будет введено 700 тыс. кв. м торговой недвижимости, что на 14,8% меньше предыдущего антирекорда, зафиксированного в 2009 году (822,24 тыс. кв. м).

Пик ввода региональной торговой недвижимости пришёлся на 2014 года, когда было введено 1,88 млн кв. м, свидетельствуют данные «Магазина магазинов», с тех пор показатели лишь планомерно падают.
Издание приводит мнение руководителя направления «Торговые центры» «Магазина магазинов» Дианы Зазнобиной, которая связывает падение объемов строительства в регионах с опасениями девелоперов относительно небольших городов: проекты в них и застройщики и ритейлеры воспринимают как рискованные.

По оценкам консультантов, в 2016 году доля небольших городов (до 300 тыс. человек) в общей структуре ввода новой торговой недвижимости сократилась с 19% до 9%, средних (300-500 тыс. человек) — с 15% до 13%. А вот доля Москвы выросла с 26% до 38%, Санкт-Петербурга — с 2% до 5%.

РБК Вологодской области пока не удалось обнаружить такого серьезного спада активности в сфере развития ритейла в нашем регионе.

Едва ли не единственным наглядным примером сворачивания этого бизнеса является гипермаркет «О’кей» в Череповце. Впрочем, до сих пор не до конца ясно, что будет с этим торговым центром, который местные СМИ уже несколько раз «сосватали» другим торговым федеральным сетям.

Другие же крупные торговые сети пока не делали заявлений о прекращении своей экспансии на территории региона. Напротив, совсем недавно новый гипермаркет в Череповце открыла «Лента».

Продолжает строительство торговых центров в Вологде и Череповце компания «Макси». РБК уже сообщал о планах компании открыть летом два магазина на ул. Кравченко в Череповце и на улице Гагарина в Вологде. К концу года оба города должны ещё получить от «Макси» по гипермаркету. По словам представителя «Макси» Татьяны Шепелиной, компания планирует дальнейшее активное развитие своей торговой сети в двух крупнейших городах Вологодской области.

В феврале на запрос РБК в управлении торговли департамента экономического развития правительства области сообщили о планах развития сетей Х5 Retail Group и «Магнита». По информации чиновников, Х5 Retail Group сообщила о намерении открыть на Вологодчине порядка 10 небольших магазинов, «Магнит» рассчитывает на создание 10-15 новых торговых точек. И пока официальной информации об изменении этих планов не появлялось.

В целом же, специалисты областного управления торговли заявляли корреспонденту РБК, что «регион близок к насыщению торговыми площадями».

Впрочем, если прогнозы федеральных аналитиков станут реальностью на территории Вологодчины, трагедией для региона это не станет.

В области давно зреет недовольство местных предпринимателей «безудержной», по их ощущениям, экспансией федеральных торговых компаний. Очередную порцию таких жалоб заместителю губернатора Вологодской области Алексею Кожевникову довелось выслушать на состоявшейся на прошлой неделе инвестиционной дискуссии с представителями местной власти и бизнеса в Кадуйском районе.

Руководство Вологды и Череповца тоже склонно отдавать предпочтение «своим» торговым предприятиям. Так, по словам заместителя мэра Череповца Михаила Ананьина, в городе на Шексне особо приветствуют развитие региональных торговых сетей (например, той же «Макси») в первую очередь из-за того, что с ними гораздо проще, чем с «федералами», решаются вопросы присутствия на полках продуктов местных производителей.

И, добавим, вопросы сдерживания цен, особо актуальные для региональной власти в преддверие очередного электорального цикла. Показательным в этом смысле стало состоявшееся 15 марта подписание соглашения о замораживании цен на социально значимые продукты до конца 2017 года между бизнесом и правительством области, на которое представители федеральных сетей не явились.


Печать