Московский Генплан Нижнего Новгорода: курс на обслуживание


 

В последний четверг июня Нижегородское правительство собрало журналистов в Доме архитектора, чтобы рассказать о последних изменениях в Генеральном градостроительном плане Нижнего Новгорода. Приятной неожиданностью для собравшихся было присутствие на пресс-конференции не только нижегородских архитекторов (главного архитектора Нижегородской области Олега Рыбина), но и специалистов из Научно-исследовательского и проектного института (НИиПИ) Генплана Москвы, которые собственно и разрабатывали совместно с нижегородцами новый план города. Это: директор института Сергей Ткаченко и основной разработчик Генплана заместитель директора Александр Колонтай.

 
Новые дороги и распределение рабочих мест

- Каково, на ваш взгляд, основное отличие нового Генплана?

Александр Колонтай:
- Принципиальное отличие мы ставим в том, что показываем главные приоритеты Нижнего Новгорода. Оно состоит в том, что устойчивое развитие строится на очень тонком балансе создания рабочих мест в сфере, прежде всего, высоких технологий, с одной стороны, и разнообразия того жилья, которое размещается в городе по планировочной модели на чертежах, - с другой. То есть достигается тот баланс, который уменьшает проблемы пробок на дорогах Нижнего Новгорода.
Пробки, как известно, - это не только проблема дорог. Это ещё и не совсем эффективное расселение и распределение рабочих мест.
Собственно понимание изменения приоритета Нижнего Новгорода - это переход от статуса закрытого военно-промышленного города к городу открытому, где изменение структуры занятости направлено, прежде всего, на сферу обслуживания. Такой подход принципиально меняет характер жизни и подвижности населения. В 1990-х годах этот переход произошел довольно-таки резко. ВПК развалился, нижегородцы кинулись - кто в Москву, кто в торговлю. В то время (1996 год) было сложно создавать действующий генплан - тогда ещё не было четкого понятия, по какому пути развития пойдет Россия, чего нужно ожидать от Нижнего Новгорода. Сейчас уже более-менее сформирована экономическая, социальная политика государства, и мы своим генпланом встраиваемся в данный контекст: и всей страны, и города в частности. У нас появилось понимания, какого уровня должны появиться объекты сферы обслуживания, спорта, рекреации, жилья. В этом и заключается особенность нового проекта генплана. Далее уже вступают в действие конкретные технические решения, направленные на эту концепцию - по каждому из участков и территорий Нижнего Новгорода.

Сергей Ткаченко:
- Место у Нижнего Новгорода очень серьезное. Мы исходим из понимания того, что на геополитическом пространстве европейской части России есть только три города: Москва, Петербург и Нижний Новгород. Свой вариант генплана мы разрабатывали именно из этого общероссийского и мирового места Нижнего Новгорода.
Я бы хотел сказать, что нижегородцам немного повезло в том плане, что разработкой плана занималась именно московская организация. Ведь мы, москвичи, уже столько понаделали ошибок в нашем строительном процессе, что Нижнему было бы лучше не повторять их. Это значительно сократит путь «к победе».


Исправление ошибок

- А насколько велики ошибки, которые уже делаются в строительстве нижегородском?

Сергей Ткаченко:
- Давайте не будем говорить об ошибках, а лишь о том, что надо сделать. Мы как проектировщики получили некий материал - город. Вот он сейчас именно такой. А для того, чтобы что-то изменить, существует градостроительная наука, которую мы сейчас и применяем.

Александр Колонтай:
- ...Но вопрос конечно хороший. (Общий смех в зале.) Что касается ошибок, то с точки зрения формирования военно-промышленного комплекса в Нижнем Новгороде, это была четко поставленная политическая задача. Сейчас она воспринимается как гигантская проблема в центре города! Если жилье в то время формировалось как система рабочих поселков вокруг предприятия - чтоб работники не расходились (и это правильно), то сейчас мы имеем проблему с анклавами, формирующимися вокруг этих промзон. То есть основная проблема - перевести город из промышленного (что Европа сделала ещё в прошлом веке), в новый - обслуживающий.

Олег Рыбин:
- Что касается ошибок, то их можно найти в любом европейском городе - и в Неаполе, в Милане, и Париже. Город Горький был богатым закрытым городом. И директора всех заводов хотели жить именно на набережной Федоровского. И именно там можно проследить новый, создававшийся в те советские времена, масштаб города - красные высотки для высокого начальства, одновременно закрывающие все церкви набережной (согласно политике той власти), и диссонирующие с общим историческим обликом Нижнего. И ошибка-то тех лет состоит как раз в безразличие нижегородских властей к созданию регламента по сохранению гармоничного внешнего облика города - видения того, как делать часть, учитывая в ней целое. После 1995 года не выделялось ровно никаких денег на генеральный план, на правила землепользования. Новый генеральный план - это исправление ошибок тех времен.

Минимум три позиции, которые градостроительный регламент должен определять - этажность, плотность застройки, её функция - были заложены в новом Генплане. Особенно это касается центральной исторической части города, где проблема силуэта, масштаба - самая большая. Изучение стилистики градостроения позволило нам наметить перспективы будущего строительства - куда мы будем двигаться: либо по пути региональной школы (с её сильной эклектикой), либо примем для себя те жуткие интернациональные стеклянно-бетонные чисто коммерческие формы, которые предлагаются повсеместно. Нужны ли они в исторической части, и как мы должны защитить её от этих форм - заложено в новом регламенте. В нем заложено и то видение, как экономику всего города направить на реновацию и регенерацию его исторической ткани: как она «штопается» на примерах каждого конкретного проекта. Вот что являет собой проект планировки центра.

Новый генплан как раз и нужен для того, чтобы не повторять старых ошибок. Чтобы мы понимали, застраивая Варварскую или Пискунова, что существует понятие замены ветхого жилого фонда (кроме архитектурных памятников) - масштабной и адекватной замены. С исключением деградации контекста по стилевым художественным принципам. И самое главное - новый Генплан города будут возведен в ранг закона, который уже нельзя будет нарушать.


Поднять престиж заречной части!

- Сейчас значительная часть нижегородцев ездит работать из заречной части в нагорную. Как будет решаться вопрос с пробками, возникающими по этой причине, в новом Генплане?


Александр Колонтай:
- Действительно, в центральной части Нижнего Новгорода сейчас зарегистрировано 270 тыс. рабочих мест. Но приехать туда за один час могут только 25 тыс. человек. Остальные приезжают туда позже или вообще не приезжают. Новая форма бизнеса породила парадоксальное явление: можно иметь адрес фирмы в престижном месте и приезжать туда раз в неделю, основную часть времени, работая где-нибудь в Дзержинске. Историческая часть города стала жертвой этой престижности - использования рекламы исторических и культурных ценностей в целях бизнеса. Как с этим справиться? Поднять престиж заречной части! В связи с этим разрабатывается проект реконструкции Канавино, где закладывается 50 тыс. рабочих мест. Создается в шикарном месте - на Стрелке - многофункциональный центр «Стрелка-Сити». Есть проект Нового Канавино (южнее Старого) - бизнес-зона, концертные и кинозалы, спортивные и другие развлекательные сооружения. Таким образом, развивая левобережную часть Оки, мы оттянем туда часть бизнеса из исторической части.
В тоже время, если мы «обезглавим» историческую часть от реальной жизни, то это также будет ошибкой. Поэтому уже в рамках проектной подготовки (не Генплана) мы сейчас говорим о более детальной стадии: вокруг исторического ядра должны будут размещаться деловые центры с новыми функциями и офисами. Саму историческую часть планируется использовать как сферу для малого бизнеса (торговля, питание), которой пользуются те же бизнесмены. Которые вкладывают деньги в реконструкцию фонда, который там расположенного. Тем самым мы не дадим ни бизнесу умереть, ни истории быть заброшенной.


Без развития метро с пробками не справиться

- А как в откорректированный план вписывается метро?

Александр Колонтай:
- Оно вписывается туда «жирной линией». Нижний выживет только в том случае, если будет принят приоритет общественного транспорта, а именно - скоростного внеуличного. Если этого не произойдет, развивая только существующую автотранспортную сеть, мы никогда не справимся с растущим потоком автомобилей. Поэтому в городе заложено строительство метрополитена в виде достройки старых линий и строительства новой - в виде скоростного трамвая по улице Ванеева. Вариант развития метро под проспектом Гагарина также сейчас рассматривается. Именно эти направления (вместе с метромостом через Оку) обеспечат устойчивое развитие города, все его внутренние перемещения и внешний подхват.


Перехватываем парковками

- Рассматривается ли строительство крупных парковок?

Александр Колонтай:
- Обязательно. Вся транспортная схема строится на пересечении двух совершенно разных вещей: скоростных автомобильных трасс кольцевого направления, радиальных проспектов пассажирских и автомобильных потоков. Все эти пересечения кольцевого и радиального направлений будут обеспечены перехватывающими парковками, которые будут защищать последующий сектор или пояс - центральный, средний и т.д. И в этих местах парковки одновременно будут интегрированы с другими функциями - торговлей, обслуживанием, развлечениями - поскольку одно только их (парковок) строительство не очень экономически выгодно. Примеры таких перехватывающих парковок: пересечение улицы Ванеева (или проспекта Гагарина) и Первого транспортного кольца.

Олег Рыбин:
- Я уточню про кольцо. Сейчас его ещё нет. Транспортная схема нагорной части Нижнего Новгорода сформирована срединными лучами. Много раз уже предлагалось пустить транзит по берегам Оки и Волги и отрезать весь город. Это принципиально неверное решение. И мы ещё раз подтвердили в новом Генплане, что срединная часть улиц Ванеева, пр. Гагарина, ул. Родионова должна быть ещё соединена кольцом со вторым выходом с Молитовского моста, чтобы по Окскому съезду можно было выехать не на площадь Лядова, а в район между бассейном «Дельфин» и Университетом. Затем мы «ныряем» под пр. Гагарина и выходим (через макаронную фабрику) в Изоляторский овраг, а затем - на мост в Подновье. Именно в этих пересечениях кольца с лучевыми улицами (включая и Московское шоссе, и Сормовское шоссе в заречной части) и будут построены двухуровневые развязки и перехватывающие парковки.

Если смотреть в самый центр Нижнего Новгорода, то ярким примером перехватывающих парковок может служить Октябрьский бульвар или Лыкова дамба, на обеих сторонах которой запроектированы многоярусные парковки. На площади Горького близ пешеходной части улицы Большой Покровской парковка будет работать в трех режимах: ночном - когда паркуются жители близлежащих домов, дневном - когда паркуются офисные работники. (в этот подземный паркинг можно будет убрать все автомобили с улицы Костина, 2) и, наконец, режиме праздничных дней, когда можно поставить свою машину на охраняемый паркинг в День города.
Весь Октябрьский бульвар (а точнее ул. Нестерова и ул. Ковалихинская), начиная от Лыковой дамбы и кончая гостиницей «Октябрьская», буквально «напичкан» такими будущими автостоянками. Вопрос только - в реализации данного проекта, который, на мой взгляд, должен быть принят в виде программы, а не только реализован на бумаге.
Еще один важный момент, который следует нам уяснить. Можно найти много денег и строить сразу и везде. Но тогда может возникнуть одна большая пробка. Вместо этого можно начать с дорог дублеров, строительство которых никак не затруднит движение на автодорогах. Я говорю, например, о дороге-дублере по Почаинскому оврагу, которая максимально быстро развяжет центр города, начиная от Б. Покровской и заканчивая Лыковой дамбой, ул. Широкой, Зеленским съездом и Октябрьским бульваром. Сегодня ничто не мешает начать строительство этого дублера - сейчас там пустырь. Там ничего не нужно перекрывать, как перекрываем мы сейчас пл. Горького для строительства станции метро. И ждем коллапса.

Александр Колонтай:
- Опять же говоря об ошибках, следует напомнить, но Б. Покровская была одной из главных транспортных улиц города. И вдруг она одномоментно перекрывается и делается пешеходной. Без дублера.
Поэтому здесь необходимо построить недостающие связующие звенья, «ловушки», а историческую часть все-таки оставить пешеходной. Транспортная же политика должна быть такой, что основную массу транспорта перехватывать на Первом кольце (по Изоляторскому оврагу), начиная от Московского вокзала. Чем дальше в глубь, тем более жесткие требования.


Центр закрывать не целесообразно

Олег Рыбин:
- Александр Николаевич имеет в виду, что нельзя запретить нижегородцам пользоваться автомобилем. Можно только регулировать его использование в городе. Без такого ограничения не может обойтись ни один мегаполис. Житель Шанхая, например, уже не может воспользоваться своим автомобилем каждый день - для него парковаться в центре города стоит огромных денег. В связи с этим он пользуется общественным транспортом.

Александр Коллонтай:
- В центре Праги невозможно найти свободного парковочного места. Поэтому город всегда чист. Там всегда приятно находиться. И все пользуются общественным транспортом. (Подтверждаю личным опытом, - автор.)

- По аналогии с Лондоном вы не хотели бы закрыть центр Нижнего Новгорода?

Александр Колонтай:
- Нет, это не целесообразно. Такой запрет был сделан также в Стокгольме, а сейчас обсуждается в Милане. Это крайняя мера, причем Лондон считается лучшим городом с транспортной схемой в Европе. (Они поняли, что с помощью стандарта общественного транспорта можно главным образом конкурировать с использованием автомобиля.) Мы же в новом Генплане должны предвосхитить такие проблемы, избежать их. Именно с помощью развития пассажирского транспорта. И введения четкого разграничения статуса и стоимости парковки - где частная собственность, где муниципальная. На всех улицах! Посмотрите, что творится в Москве: все дворы забиты машинами. Это беспредел и неуважение к частной собственности. Дворы Нижнего будут закрыты, будет четкое разделение по местам парковок.

- Расскажите, где будет Второе транспортное кольцо.

Олег Рыбин:
- Второе кольцо пройдет в районе пересечения Московского шоссе с ул. Рябцева, затем уйдет в Сормово, а параллельно ул. КИМа - на Дубравную. От ул. Рябцева кольцо пройдет через улицы Удмуртская, Новикова-Прибоя, через мост - на ул. Ларина. Затем по трассе М7 уйдет на Кстово. Третье транспортное кольцо - это обходная магистраль - Южный обход.


Баланс между городом и природой

- А насколько разработана транспортная связь с Globe Town?

- Олег Рыбин:
- Globe Town - это совершенно другой проект. (Проект реконструкции центральной части города Бора. НИиПИ Генплана Москвы занимался только генеральным планом развития Нижнего Новгорода, - прим. автора.) Я не имею в виду сейчас архитектурную составляющую нового города. Это активно продвигаемая сейчас в мире на всевозможных ЭКСПО тема экологического градостроительства. Тема, например, влияния отдельного экологического небоскреба, - влияния отдельного здания на всю экосистему, которая начинает спасать мегаполис с точки зрения баланса территорий, ландшафта, воды, зелени, очистки и т.д. Эта идея сейчас движет всем миром, озабоченным глобальными изменениями в природе.

Александр Колонтай:
- Это идея найти ту грань, сохранить баланс между суперурбанизацией мегацентра и той чистой природой, которую удалось сохранить. И каждое государство сейчас призвано показать, насколько успешно эта идея реализована в нем.


По окончанию пресс-конференции Сергей Ткаченко любезно согласился дать нам небольшой комментарий.


Городу-саду быть

- Будет ли Бор одним из округов Нижнего Новгорода, как это можно было видеть на одном из первых ваших предложений по развитию города?

Сергей Ткаченко:
- Это, прежде всего, политическое решение. Наше дело - предложить власти несколько градостроительных вариантов. И все эти варианты должны быть правильными - не приводить город к коллапсу. Вообще постсоветский период развития капитализма в России нанес очень сильный удар по мегаполисам. В Москве, мы, например, наглухо застроили территорию вокруг МКАДа, перекрыли зеленые лучи, пояса. Город уже стал задыхаться.

- Этот период в России заканчивается уже?

- Да.

- Сможем ли мы в Нижнем Новгороде жить среди зелени в сохраненном архитектурно-историческом центре, или - с видом на заливные луга как в Праге.

- Да, если эти территории остались. Почему я призываю нижегородцев сохранять исторические памятники? Пусть они разрушаются сейчас. Но вы их не сносите, а только законсервируйте. Потом у вас будет возможность их восстановить. Подождите, когда у власти будет желание и финансовые возможности сделать всю историческую часть Нижнего Новгорода памятником. Понимание этой необходимости у вашего губернатора уже имеется.

- Будет ли это у нас и когда, как вы думаете?

- Если это у вас начнется через 5 лет, вы - счастливые люди!

 

Материал подготовлен ИА «Российская недвижимость» - Нижний Новгород
Автор: Сергей Сипатов