Рынок торговой недвижимости России стабилен

22 марта 2019 06:57

Эпоха интернета привела к значительным переменам в разных сферах нашей жизни. Не обошли изменения стороной и рынок недвижимости, значительно сказавшись на ритейле и торговой недвижимости. Сегодня по всему миру наблюдается активная трансформация рынка ритейла из offline в online и, как следствие, сокращение посещаемости торговых центров. Эта тенденция уже затронула и США, и страны Западной Европы. А как обстоят дела в России?
«Безусловно, доля интернет-торговли увеличивается, как за счет развития онлайн-магазинов, так и за счет перехода ритейлеров на омниканальную модель торговли. Сейчас разделять онлайн и оффлайн становится все труднее», -— отмечает директор департамента торговой недвижимости ILM Егор Левченко, подчеркивая, что говорить о том, что развитие e-commerce влияет на вакансию в торговых помещениях, не совсем корректно.
По мнению эксперта, скорее, речь идет о том, что ряд торговых помещений начинают использоваться иначе, чем классические магазины: «Кроме того, мы видим, что все большее место занимают развлекательные, выставочные и ресторанные зоны. Таким образом, эволюционирует сама идея торгового центра, но торговля жива и торговые помещения, как и другие коммерческого назначения, весьма востребованы!» -— добавляет он.
Согласна с коллегой и директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева, которая отмечает, что рост онлайн-аудитории последние три года незначителен, т. е. он перешел в фазу насыщения, прирост идет за счет увеличения количества покупок на одного человека, при этом сохраняется условный потенциал в 40 млн человек, преимущественно в регионах. Продолжается активный рост показателей форматов дисконт и аутлетов (как в формате торговой недвижимости, так и у ритейлеров «offprice»).
По словам управляющего партнера Colliers International Николая Казанского, российский рынок торговой недвижимости пережил период снижения активности девелоперов, что явилось следствием девальвации рубля в конце 2014 года и последовавшего за ним снижения ставок аренды и спада инвестиций в строительство новых проектов.
«На этом фоне мы наблюдаем неуклонный рост заполняемости торговых центров», — говорит эксперт, добавляя, что такая динамика свидетельствует о сохранении активности ритейлеров и дефиците нового предложения качественных и профессиональных торговых площадей.
По словам аналитика департамента исследований Cushman & Wakefield Евгении Сафоновой, рынок торговой недвижимости стабилен – объемы нового строительства снизились, что позволяет сохранять баланс. «Увеличивается разрыв между наиболее успешными торговыми центрами и устаревающими объектами. Новые объекты перетягивают на себя внимание потребителей, в то время как многие торговые центры, открытые ранее испытывают проблемы с заполняемостью и ротацией арендаторов», — поясняет эксперт.
В целом специалисты уверены, что рынки торговой недвижимости США и России находятся на разных этапах своего развития. Насыщенность торговыми объектами в США намного выше, чем в России, так что в ближайшее время «перегрев» нам не грозит.

Источник: echo.msk.ru