Склады в Москве и рядом: спрос есть, но строить дорого
Эксперты единодушно отмечают дефицит качественного складского предложения в черте «старой» Москвы и в непосредственной близости от МКАД на фоне высокого спроса. К настоящему моменту основной объем предложения сосредоточен в отдаленных точках столичного региона, однако компании все острее нуждаются в складах для внутригородской логистики в связи с повышением роли оперативности доставки товара до клиента. Вместе с тем, специалисты расходятся в оценках перспектив создания новых объектов в Москве: ценовые и бюрократические издержки могут оказаться слишком большими.
В ближайшие 5-10 лет складской рынок ждет ускорение развития в черте Москвы и рядом с МКАД, в результате чего совокупный объем городских
Рынок качественного складского предложения в пределах МКАД значительно отстает в своем развитии по сравнению с Московским регионом в целом, комментируетдиректор департамента складской и индустриальной недвижимости S.A. Ricci Дмитрий Герастовский. Все крупные современные комплексы возводились преимущественно в области, а основа предложения в черте столицы сформирована объектами советского периода. «В пределах «старой» Москвы и в непосредственной близости от МКАД сконцентрировано до 7-10% всего объема качественных проектов», – отметил эксперт. По информации руководителя отдела складских и индустриальных помещений компании JLLЕвгения Бумагина, в Москве и области суммарно расположено более 17 млн кв. м качественных складских объектов, из них внутри МКАД – всего 1,1 млн кв. м, из которых только порядка 300 тыс. кв. м являются объектами класса А. При этом сегменты
Тем не менее,
Вместе с тем, относительно темпов прироста складской недвижимости в городе и рядом с ним мнения экспертов разошлись. Как отмечает Дарья Канева, в непосредственной близости от МКАД пустует огромное количество земельных участков, например, на перспективном Шереметьевском направлении. По ее прогнозам, в течение 5 лет рынок
Несмотря на высокий спрос, на текущий момент действуют довольно существенные ограничения, препятствующие активному складскому девелопменту внутри МКАД. «Например, ограничения въезда грузового транспорта, сложность получения градостроительного плана участка и исходно-разрешительной документации, а также необходимость перекладки большого количества коммуникаций и проведение due diligence актива», – перечисляет Евгений Бумагин. Таким образом, эксперт констатирует, что несмотря на одинаковый уровень затрат на строительно-монтажные работы, цены на проект внутри МКАД будут существенно выше за счет дорогой земли, получения согласований, документации, техусловий и прочих факторов. Как резюмировала Дарья Канева, развитие рынка будет упираться в условия, по которым город будет предоставлять участки под
|
|