Новые ТЦ будут появляться реже, а их площадь будет меньше
Число новых больших ТЦ стремительно сокращается – в прошлом году на московский рынок вышел один комплекс. Эпоха моллов позади, на смену им приходят небольшие локальные ТЦ и ритейлеры с мини-форматами.
В минувшем году в России было построено в два раза меньше торговых площадей, чем годом ранее. Также на 20% уменьшились и размеры самих торговых площадок - средний размер ТЦ, который готовится к открытию в этом году, составит всего 28,5 тыс. кв. м., говорится в исследовании Cushman & Wakefield
По данным компании, в прошлом году в стране было открыто 16 торговых площадок на 616 тыс. кв. м. Это в два раза ниже, чем показатель 2016 года и
Самым крупным торговым центром, который открылся в России в прошлом году, стал торговый центр " Vegas Кунцево" - GLA 119,4 тыс. кв. м. в Москве. Среди региональных объектов крупнейшим стало открытие второй очереди торгового центра Central Park - GLA 107 тыс. кв. м.
Аналитики отмечают, что сейчас внимание девелоперов больше обращено к существующим объектам, чем строительству новых. Основная доля нового строительства - почти 60% - пришлась на новые фазы уже существующих проектов.
В ближайшие два года эксперты не ожидают восстановления строительной активности в этой сфере, так как
"В течение последних лет было введено значительное количество суперрегиональных моллов, которые столкнулись с трудностями в части заполняемости. Многие из них с момента ввода так и не успели сократить количество вакантных площадей", - рассказывает руководитель практики стратегического консультирования в секторе недвижимости PwC в России Анна Данченок.
В первую очередь с подобными трудностями столкнулись ТЦ с не самым удачным расположением или те, чья концепция была недостаточно проработана.
Кроме этого, продолжится снижаться средняя площадь новых ТЦ. По оценкам
"Такая динамика объясняется сокращением числа локаций, привлекательных для девелопмента торговых объектов, и превалированием районных ТЦ, торговых площадей в составе ТПУ или МФК в структуре ввода", - поясняет говорит директор по России и СНГ, руководитель отдела ритейл консалтинга департамента торговой недвижимости компании
Основной упор будет сделан на открытие небольших ТЦ. Подобные форматы успешно используются на Западе. Например, в США малые форматы торговых объектов – наиболее активно растущий сегмент в последние годы.
"Строительство районных и локальных торговых объектов представляется наиболее оптимальной стратегией в существующих условиях рынка – небольшие площади быстро заполняются арендаторами, ежедневные покупки устойчивы в кризисный период и не подвержены конкуренции со стороны растущих онлайн продаж", - говорит Татьяна Дивина.
Для девелоперов микрорайонные ТЦ являются менее рискованным продуктом, считает Анна Данченок.
"С одной стороны, они быстро возводятся и не требуют инвестирования значительных ресурсов, с другой - потребление товаров ежедевного спроса остается более устойчивым по сравнению с динамикой потребления одежды, обуви и других групп товаров", - говорит она.
Кроме того, такой формат отличает более быстрый период брокериджа (оказание посреднических услуг – поиск арендаторов, переговоры с ними и т. д), более высокие ставки аренды за счет более мелкой нарезки помещений, а также прогнозируемая зона охвата, добавляет эксперт.
Небольшие ТЦ дают ритейлу возможность быть ближе к потребителям территориально, увеличивать частоту покупок и создавать дополнительную узнаваемость бренда, добавляет Полина Жилкина.
Ритейлеры также как и девелоперы не отстают от современных реалий рынка, активно развивая мини-форматы – "Мой Ашан", AB Daily и др.
"Изменение структуры предложения торговых площадей влияет и на форматы ритейлеров: они проявляют гибкость и оптимизируют занимаемые площади, в том числе за счет уменьшенных форматов, также стремясь быть ближе к своему потребителю", - говорит руководитель отдела ритейл консалтинга департамента торговой недвижимости компании
По мнению Татьяны Дивиной, появление миниформатов в ритейле было продиктовано самим рынком. Во-первых, в условиях санкций и контрсанций сократился ассортимент в магазинах, соответственно, смысл гипермаркета утратился. Во-вторых, изменились сами предпочтения покупателей. Если раньше поездка в гипермаркет была в новинку и воспринималась как некое развлечение, то сейчас к огромным магазинам все привыкли и стали выделять недостатки – например, огромное количество людей.
"В итоге общий тренд как в ритейле, так и в ТЦ – это максимально приблизится к потребителю. Все эти факторы как раз сложились в Ашан на Тверской, а также в то, что многие гипермаркеты запустили мини или экспресс-форматы", - говорит эксперт.
Потенциал развития таких проектов также заложен в развитии МЦК, вторичная роль которого - развитие прозон и редевелопмент. Например, появление станций МЦК уже сейчас существенно увеличило поток покупателей в ТЦ, которые раньше стояли полупустыми.
|
|